Это одна из трёх поездок, в которых я снимал клип «Круголёт». Другие две — Питер в сентябре и Нижний Новгород. Вот клип:
***
Не всё снял я в Питере в прошлый приезд, был у меня в мыслях ещё один сюжет. Решил мотнуться сюда одним днём.
В вагоне было жарко как в аду, я почти не спал; зато перед самым вокзалом нас провезли по мосту через Неву — я снимал его из прохладного тамбура.
Вместо отправления с Ленинградского и прибытия на Московский вокзал состав шёл от Курского до Ладожского. Ну и пусть: Ладожский вокзал прекрасен так же, как 14 лет назад.
Дальше всё было как во сне, которого мне так не хватило. Выхожу кое-как на площадь — там туман, сумрак, нагромождение каких-то кубических зданий, метро, стрёмный люд. Перехожу какие-то улицы. В тумане растут новостройки и тают старые паруэтажки Охты. Беру каршеринговый «Поло», еду конечно же через наведённый разводной мост, вдоль Невы да к Дворцовой площади, потому что в Питере не бывает других маршрутов. Приезжаю на Васильевский остров к торговому центру. Завтракаю в Макдаке. Удивляюсь, что кто-то прям так, по-простому, выкинул в урну возле ТЦ какой-то девайс.
Я сам себе запрещаю шутить на тему вечного дождя, который якобы идёт в Северной столице, но, но, но-о-о-о... В просвет одного слоя облаков виден, мать его, ВТОРОЙ СЛОЙ ОБЛАКОВ.
После завтрака я за десять минут дошёл до Галёрной гавани. К своему позору, хоть я и жил на Васильевском острове (точней, на острове Декабристов), тут я не бывал. Место весьма фактурное. И да, справа виден Лахта-центр.
Главной целью приезда была съёмка чудесного катера Орка и его радушных хозяев, Лёши и Димы.
Катеру 75 лет, родом он из Нидерландов. Сами ребята считают его чем-то вроде дачи на воде. Соглашаюсь.
Катер в тот день вынимали из воды на зиму; этот процесс я и приехал снимать. Прошло всё не супер-гладко: крановщик забыл стропы, на которых катер надо поднимать (ладно, хорошо что автокран не забыл). Пока мы ждали магического появления строп, Лёша заказал доставку шаурмы, настоящий саботаж питерских ценностей. В целом же, моя карма подшутила надо мной: десятью годами ранее я был свидетелем того, как судно на воду спускали. Тут, правда, я ничего не сфоткал, я же делом был занят, на видео снимал.
***
Я подвёз Лёшу на каршеринге; по дороге он мне показал самую узкую улицу в Питере и пояснил, что здесь в блокаду складировали трупы. В моём полувскрытом состоянии это была идеальная экскурсия.
У меня есть гипотеза, что в Питере невозможно невкусно пожрать. Работает это вот так: заходишь в рандомное заведение, которое вменяемо выглядит, вкусно ешь. Заведений таких вокруг вдоволь.
Захожу.
Вкусно ем. Да что уж съесть — хочется сфоткать еду, чем я обычно не страдаю.
Работает.
***
Я столько раз бывал в Санкт-Петербурге, что со всей наглостью москвича был уверен, что ничего нового я тут не увижу. Галёрная гавань сбила мою спесь. А ещё я впервые заметил, что услуги и магазины принято тут рекламировать световыми коробами.
Это совершенно непостижимо, но в городе какое-то непропорциональное количество точек, оказывающих мелкие бытовые услуги. Что тут происходит? Зачем людям столько мастерских, делающих ключи? Они что, стираются через месяц эксплуатации? Ладно-ладно, Питер не был бы Питером, если бы такая мастерская не находилась в винтажной парадной.
Вторая, гораздо более гнусная штука — точки, созданные для разорения людей. Да, я говорю о вас, ломбарды и микрозаймы, горите вы в аду.
Это настоящая эпидемия. Мне кажется, это что-то ужасно нездоровое, как повсеместные казино в Риге.
Какие ещё услуги предлагаются нам? Конечно же, крышные полазы!
На один руферский рекламный трафарет приходится 2–3 телефона прости..., простите, не могу написать кого. У нас в стране всё-таки нет никакой цензуры в СМИ и нет никаких конских штрафов за её нарушение.
(Все телефоны выше я предусмотрительно замазал, всё-таки я гуру фотошопа, а эти ироды аморальные противоскрепные, ишь!)
Предлагают и всякую экзотику.
Мужик настраивает телевизор в витрине аптеки, чтобы как-то конкурировать с манящими рекламами ломбардов, микрозаймов и продажных женщин.
Чуть ранее я вообще наткнулся на продуктовый, где каждый элемент ассортимента отбивался на бегущей строке тремя восклицательными знаками. МОЛОКО!!! ХЛЕБ!!!
Такие визуальные истерики не нужны библиотекам. Культурная столица, как-никак.
И не сдались кричащие витрины ключам и ремонтам обуви. У них явно клиентов предостаточно.
***
Слонялся я, слонялся, и тропа кривая завела меня в место, к которому я вообще не был готов. Я повернул куда-то в квартальчик за Гостинкой (это самый центр города, в прямом смысле). Заинтриговал меня вот этот магазин. «Мастрская», ага.
И попал я на Апраксин двор. Апрашку.
Меня не обратило в шок, что прямо в сердце Северной Венеции, Культурной Столицы Руси Святой находится гребаненький рынок с гребаненькими шапками, ботинками, куртками и кольцевыми лампами на треножке для клиентов дорогих, нет.
Меня разрывало от удивления, что я никогда тут не был, сколько не гулял по Питеру. Меня повергло в смесь ужаса и восторга то, что это настоящая достоевщина; тут же ничерта не поменялось по сути с момента, как этот рынок возник.
Чудовищный товар. Бессмысленный ассортимент. Лихорадочный движ. Неприятные, наглые торгаши. Организация уровня базара в античные времена. Старинные здания. И так сто лет. Или двести. И-де-аль-но. Даже пожарное депо на месте!
Да, автомобили, да, электричество, может даже водопровод и канализация. Плевать, я уверен, что продавцы прошлых лет были бы в таком же восторге от убожеских кислотно-синих светодиодов, как нынешние. Красиво же!
Апрашка. Апраксин двор. Конечно, это надо было всё разогнать ещё при царе или хотя бы при большевиках. Теперь уже, наверное, не надо.
На краю всего этого базара стоит огромное, страшное по всему здание. Не знаю, что это, но по всей видимости это более новая инкарнация старого рынка, такая же чудовищная и прекрасная.
Пара шагов — и я на Невском проспекте, центральной улице Петербурга. Да, это то же место, где для туристов карамельки продают. Ми-ми-ми.
***
Вечер захватил город и захватил меня. Я подмечал детальки. Мозг уверенно читал «Питер» вместо неизвестного москвичу элемента навигации — «Литер».
Тут всё-таки попадаются такие странные вещи, что у меня замыкает мозг. Вот магазин, внимание, «Канцелярская Мекка», который засыпал меня вопросами. Что заставило людей выбрать такую метафору? Как мне её понимать? Оскорбляет ли это чувства верующих? Могу ли я зайти сюда, если не верую в святую силу степлера? Что такого ужасного приключилось с художником, что он выдал этот, мэ-э-э, логотип?
А потом, когда отпускает, находишь очередной световой короб с красивой, расслабляющей такой рифмой.
Или изящное здание неопределённого временного периода.
Друзья затаскивают меня в какое-то ещё заведение.
Невкусно поесть опять не удалось. Принесли изумительный стейк, который я с удовольствием съел под пиво. У Светы недавно был день рождения — заведение угощает нас настойками.
Мне пора на мой Сапсан. Официантка провозглашает: «ну, тогда на ход ноги!» и угощает нас ещё одним раундом настоек.
...я не помню точно, как сел в Сапсан.
Уже в Москве я прихожу в себя и потешаюсь, что номер на борту птицы-поезда написан бинарным кодом.
А Питер так хорош и так многогранен, что я даже не знаю, что говорить. Наверное, нужно просто дать этому всему пройти сквозь тебя безо всяких оценок. Вот так я всегда и делаю.