Top.Mail.Ru
Пленка мертва — Кто-то.ру

Пленка мертва

Фотопленку все еще производят и продают. У нее все еще куча адептов. Надо сказать, что ломография переживает второе рождение, спасибо хипстерам. Но это не семейный праздник, на который пришло множество гостей с подарками. Это самые настоящие похороны, и каждая проявленная кассета целует покойника в лобик.

Я сделал такие выводы, поснимав на пленку самостоятельно. Качество снимков оказалось катастрофически ниже, чем цифровых. Наверняка найдутся люди, готовые спорить по любому поводу в принципе, но особенно упрекать меня, что я-де ничего не понимаю. Но я как раз все понимаю, дорогие мои, гораздо лучше чем вы, судя по всему. Пленка хуже цифры.

Да, у меня был заряжён старый попсовый Кодак ИСО четыреста, да, я сам вот этими руками не проявлял в кромешной темноте эту пленку и не печатал фотографии, навинчивая кучу цветофильтров, дабы хоть как-то поправить ситуацию с балансом белого. Я сдал пленочку в Фотопроект и забрал через три дня вместе со сканами фотографий в тиффах, шестнадцать бит на канал. Но, как видите, я достаточно знаком с процессом чтобы иметь право что-то говорить. На выходе я получил шумный, блеклый, кривобалансный, темный треш. Если бы я не владел инструментами фоторетуши (особенно спасибо Neat Image), таковым вся фотопленка и осталась бы. С цифрой я уже бы обладал абсолютно правильными, красивыми фотографиями, а ретушь только бы подтянула им штаны и поправила воротники.

Допустим, на цифру я снял больше шестидесяти тысяч кадров, а на пленку — дай бог тысячу. Наверное, я бы мог потренироваться и достичь более качественных результатов. Ну, я бы изучил номенклатуру пленки, чтобы правильнее ее выбирать и понимать ее возможности; потом нашел бы То Самое Место, где проявляют фото лучше, чем везде; потом бы начал сам проявлять фотографии и печатать, разоряясь на дорогое оборудование и расходники и вызывая резонное недовольство Эльвиры, которая хотела бы просто в душ ходить, а не делать из санузла фотолабораторию. Но конец пути будет в попытке попрать то, что попрать нельзя: сухие цифры, физику процесса — и я получу мягко говоря сопоставимый с цифрой результат, особенно в вопросах шумов.

Многие утверждают, что пленка «художественная», а цифра «бездушная». Это самое смешное. Люди всерьез говорят о том, что весь мусор, который забивает изображение на пленке, «песок», который портит музыку с пластинки и прочие аналоговые помехи — это хорошо, в то время как вся аналоговая эпоха прошла в понимании того, что это плохо. С этим боролись, делали винилы более высокого качества, уменьшали зерно у пленки. Я уверенно заявляю, что основательная часть нытья связана с тем, что аналоговые времена подарили много мастеров фотографии, и художественность автора, его талант, вот так просто записали на счет целлюлозной ленточки, похожей на ловушку для мух. Большинство современных горе-фотографов как от черта отмахиваются от страшного факта: на что не снимай, талант нужен всегда. Они покупают объективы (чаще всего пластмассовые и мыльные, вроде Canon EF 50 f/1.8), фотоаппараты (чаще всего устаревшие), а потом, когда ничего не получается, обращаются к пленке, услыхав что «пленка сразу добавляет художественности».

А теперь самое главное. Предупрежу, что это удивит тех, кто до сих пор не понял, о чем я пишу: я буду и дальше снимать на пленку. Для меня это забавный аттракцион с покорением сложного материала, с неочевидным результатом, без возможности снять десяток кадров наудачу и увидеть сразу результат. Тщательный отбор сюжета, другое ощущение от оптики, легкое жужжание фотоаппарата после спуска затвора — все это завораживает. Но это сродни кофе-брейку: если бы я правда хотел поесть, заказал бы первое и второе, а не капуччино с вафелькой. Но нет, я хочу именно кофе. Я не буду рассказывать всем вокруг, насколько кофе лучше супа и насколько я лучше наелся вафелькой. Пленка в моем случае может быть только самоцелью, интересным фотоупражнением, саморазвитием — но не средством получения фотоснимков.

Говорят, что о покойниках либо хорошо, либо никак. Но было бы лицемерием с моей стороны сказать что-то иначе. Многие пытаются раскрасить труп, положить его под стекло, забальзамировать, да еще и убеждать всех, что он живее всех живых. Ради бога. Я же приглашаю вас скромно постоять на похоронах рядом с собой и всеми остальными, кто снимет момент опускания гроба на цифровую камеру.